В окрестностях озер Сиверс и Дридзс

Т/б Саулескалнс – Солейми – Дзалби – Браславское городище – 10 км
Браславское городище – Вайнаги – Рубени – Кишки – Блейдели – Сивергала – 10 км
Сивергала – Кубулнишки – Лозды – Перекресток с дорогой без покрытия – 9 км
Перекресток с дорогой без покрытия – Столи – Глагачи – Люни – Трапицышки – Скайста – 14 км
Скайста – Грундани – Орупи – Ченчупи – Парпуцы – 10 км
Парпуцы – Плоцыни – Дрицмуйжа – Пизаны – м. Унгури – Саулескалнс – 10 км
Всего 63 км

На протяжении маршрута асфальтное покрытие составляет 2км, покрытие из гравия – 24км, улучшенная земляная дорога-28км, грунтовая дорога -6км и трудное проезжаемая грунтовая дорога – 3км. Рельеф преимущественно ровный, с отдельными подъемами и спусками. Большой подъем находится перед Скайсты, но перед ним будем приятный спуск.. Хоть и на протяжение маршрута и есть грунтовые дороги и тяжело проезжаемые грунтовые дороги, они не должны доставить велосипедистам особых сложностей вне зависимости от погодных условий. Неприятнее будет тогда, если по этим дорогам во время плохих погодных условий недавно проезжала сельскохозяйственная техника. В отдельных местах у Сиверa сложности могут возникнуть из-за сильного ветра, если он будет дуть со стороны озера. Так как Дридзс узкый и находится в глубокой впадине, то здесь будет меньше чувствоваться ветер. Маршрут сможет преодолеть любой физически активный человек. Детям, в возрасте от 10 до 12 лет эта дорога может показаться слишком длинной и утомительной. Конечно, это зависит от характера ребенка и его физической подготовки. Посещение магазина нужно планировать в Скайсте, потому что в других местах магазинов нет. Есть небольшой киоск в Саулескалне, но ассортимент товаров очень ограничен. Камеры, заплаты и другие необходимые детали первой необходимости нужно самим брать с собой. Возможности для комфортной ночевки ограничены. Это возможно на туристической базе Саулескалнc, в кемпинге Казинчос, на берегу озера Сиверc и в комплексе отдыха „Dridži” около Скайсты. Но всегда можно найти места для палаток, только сначала это нужно согласовать с собственниками земли.

Удобнее всего начать путешествие с туристической базы Саулескалнс. Здесь можно оставить автомобиль, а в случае необходимости и переночевать. Это нужно предварительно согласовать с хозяевами базы.

Начинаем путешествие с поездки в гору – мимо многоэтажных домов вдоль берега залива Дридзс. Выехав из леса и прибыв на поляну, справа видим озеро Отс.

Через 2 км доезжаем до перекрестка, на котором поворачиваем налево. Справа видим залив Солейма озера Ардавс, а еще через 1 км открывается красивейший пейзаж и на 210 метровый Саулескалнс, и на озеро Дубиня у его подножья, и на заливы озера Ардавс. Далее последует небольшой спуск и через 1 км достигаем шоссе Комбули-Аулея. Впереди у нас небольшое озеро Йода, а проехав немного в сторону Аулеи, в той же самой стороне виднеется Гулбиньш.

Через 3 км доезжаем до поворота на Ванаги. Незадолго до этого мы пресекли реку Дубна, перед которой справой стороны был виден очередной залив Ардава – на сей раз это Нога Ардавa.

Проехав по шоссе Ванаги около 1,5 км сразу за кладбищем Кругери справа виден выразительный холм – это Браславское городище. У подножья городища находятся дома и до него проложен хороший путь. На Браславское городище определенно стоит подняться – с его вершины открывается фантастическая панорама на озеро Сиверс и Латгальскую возвышенность. На вершине городища местные жители празднуют Янову ночь и здесь жгут главный Янов костер. У его подножья из озера Сиверс вытекает река Дубна и здесь будет удобно начать маршрут водного туризма.

Насладившись красивым пейзажем, продолжаем путь и через 2 км попадаем на перекресток Ванаги. Здесь сворачиваем направо и продолжаем маршрут максимально близко к берегу озера Сиверс. Дорогу недавно покрыли новым грунтовым покрытием и наряду с красивыми пейзажами путь дарит эмоциональное наслаждение. По пути можно наблюдать быт и строительные традиции латгальцев – на этом участке 6 kм длиной проезжаем мимо нескольких небольших деревень с названиями Плотие, Рубени, Дронгани, Матели, Кишки. Доезжаем до Блейделей до перекрестка с шоссе Аулея-Константинова. Здесь поворачиваем направо и направляемся к Сивергалc. Всего по маршруту проехали 20 км.

В Сивергалcе можно подъехать к заливу Блейдели. Это самый длинный и узкий из заливов озера Сиверс – длина его достигает 2 км. Посмотрев залив направляемся дальше и у бывшего комплекса ферм поворачиваем направо. Дорога ведет на Ю и через 3 км подбираемся к берегу озера совсем близко. Здесь полноценно можно насладится красотой озера Сиверс. Владельцы этой земли обустроили здесь приятное место отдыха. Попросив разрешения, возможно путешественникам тоже разрешат здесь отдохнуть и порадоваться красивым пейзажам.

Проехав около 1,5 км, на левой стороне дороги установлено своеобразное распятие, которое ассоциируется с крестами древних кельтов или викингов. Справа находится СВ крайний залив Сивера. Дальше нам нужно продолжить путь до Лозди и приблизительно через 1,7 км после заброшенных домов повернуть направо и продолжить путь по «спине» холма через пастбища по дороге без покрытия. Отдельные дороги ответвляются влево, но нам нужно держаться права и примерно еще через 1,2 км мы достигнем хорошую грунтовую дорогу, а еще через 2 км попадаем на большой перекресток. Всего по маршруту проехали около 29 км. На перекрестке сворачиваем направо и едем 4 км до кладбища Столи. По пути можно порадоваться пейзажами озера Сиверс. Перед Казинчами есть поворот на кемпинг. За кладбищем Столи сворачиваем направо по проселочной дороге и продолжаем движение, придерживаясь ближе к берегу озера Сиверс. На этом участке дороги можно встретить ужей, они особенно активны в солнечную погоду, когда особенно приятно вылезти полежать на нагретом песочке. Продолжаем маршрут до Луни. Здесь нам путь преграждает высокий забор. За забором находятся владения бывшего владельца банка Parex, занимающие площади вокруг озер Ардавс, Отс, Сиверс и Дридзс. Обычным людям запрещается находится в этих владениях и не имеет значения, что действует здесь закон бечевника – законы одинаковы не для всех!

У ворот забора сворачиваем налево и продолжаем движение в Ю направлении вдоль забора. Через 1 км достигаем перекресток, на котором поворачиваем налево. И вот перед нами глубочайшее озеро Прибалтики (65,1 м, по новейшим данным 63,1 м) – Дридзс. Здесь начинается наше путешествие в округе озера Дридзс. Надо отметить, что у Дридзиса узкая котловина, расположенная в глубокой долине среди холмов. И хотя наш маршрут пролегает близко к берегу озера, все же впечатляющие природные пейзажи с Дридзисом в центре будет увидеть сложнее, чем на берегах Сивера.

Через 4 км достигаем шоссе Скайста–Константинова. Оставшиеся до Скайсты 3 км очень живописны. Отсюда открывается красочный пейзаж на холмы Латгалии и В заливы озера Дридзс, которое здесь узкое как река.

Скайста на нашем маршруте является наибольшим центром Скайстской волости Краславского края. Здесь живут приблизительно 900 (937 жит. в 2000 году) жителей. При необходимости можно закупиться в местных магазинах. В Скайсте посмотрим Римскую католическую церковь. Первая деревянная церковь в Скайсте была построена в 1788 году (по другим данным в 1778 году). В 1914 году церковь перенесли в деревню Гейба, где во время Первой Мировой войны она сгорела. В 1920-1921 годах пробст Шинкелис построил срубовую церковь и основал приход. Всего по маршруту проехали 43 км.

Посмотрев Скайсту, вернемся немного обратно по шоссе Скайста–Константинова и повернем налево, здесь же есть указатель на базу „Dridži”. Если не планировали весь маршрут осуществить за один день, то там будет удобно переночевать и на следующий день продолжить маршрут.

Поворачивая на указанную дорогу можем порадоваться впечатляющим окрестным пейзажам и Дридзису. Далее следует спуск и мы продолжаем маршрут по сельской дороге около 3,5 км до Грундани. Здесь слева за домами хорошо просматривается Грунданское городище, заметно выделяющееся из общего пейзажа. Городище первым исследовал и измерил Эрнест Брастыньш в 20-е годы прошлого века. На фотографии того времени еще можно заметить, что на городище нету поросли и оно перепахано, кроме СВ боков, которые слишком крутые. Сейчас же его покрывает лес. По общему виду это обособленное городище в низине. Его высота от подножья до поверхности составляет около 20 м. На самых покатых боках были уступы, вместо которых сегодня остались только мелкие вмятина. При раскопках был констатирован культурный слой, который особенно черный и глубокий на Ю стороне горы. Там были найдены осколки посуды и другие обычные остатки жизни городища. Также находили кольца, топоры, украшения и деньги. Все вещи, найденные до Первой Мировой войны отправлены в Петербург. Возможно когда-то в новейшем каменном веке эту гору использовали как кладбище. Предание гласит, что в Грунданском городище раньше стоял дворец. Он погрузился в гору. В горе нельзя копать. Однажды, мальчишки копали и видели, как кто-то высунул из горы живые черные пальцы.

Продолжаем ехать прямо до Орупи и попадаем на Т-образный перекресток. От Скайсты уже проехали около 6 км. На перекрестке поворачиваем направо и продолжаем путь мимо кладбища Ченчупи. Дорога становится все более заброшенной пока не превращается в две колеи, пересекающих пастбище. Но этот участок не длинный – около 0,5 км. Переехав канаву, мы попадаем к знаку частных владений на хорошую грунтовую дорогу. Слева от нас в лесу остается озеро Maзайс Ожукна. Едем прямо и через 0,5 км достигаем грунтовую дорогу, где нам надо свернуть направо. Вскоре справа увидим озеро Дридзс. Это последний Ю залив Дридзиса. Кто-то здесь неудачно начал строительство и все забросил!

Продолжаем путь и через 1 км достигаем Парпучи. Здесь сворачиваем направо и едем мимо кладбища Вецелишки до Плоцини. Здесь будет крутой поворот. В этом повороте за домами сворачиваем направо на дорогу без покрытия, которая заезжает на пастбище. Этот участок продолжается примерно 0,7 км, затем становится опять проездным и еще через 0,7 км мы достигли перекрестка, на котором нам надо повернуть направо. До этого перекрестка всего проехали 57 км.

Продолжаем путь до Пизани. На перекрестке Пизани открывается красивый пейзаж назад на залив озера Дридзс и Латгальские горы и низменности.

В Пизани нам надо свернуть налево и проехать 2,5 км пока не достигнем шоссе Комбули-Аулея, на котором поворачиваем направо и едем до указателя на Саулескалнс, у которого сворачиваем и прибываем на место нашего старта – туристическую базу Саулескалнс. Всего по маршруту проехали 63 км.